fbpx

Российские медиа в Беларуси

Шестая часть цикла «Российские медиа: говорит не только Москва»: информационное влияние России в Беларуси

На протяжении долгого времени сочетание мощного российского информационного присутствия в Беларуси и пророссийской внешней и «идеологической» политики белорусских властей делало Беларусь, по сути, частью информационного пространства России. Такое положение дел начало стремительно меняться после начала украинского кризиса. Трансформацию своего информационного присутствия начала и российская сторона.

Общие тенденции в медиасфере Беларуси

Белорусскую и российскую медиасферы объединяют общие тенденции. В последние годы отмечается рост популярности интернет-источников (особенно среди молодой аудитории) и постепенное снижение популярности «традиционных» СМИ.

На основе данных публикации: Республика Беларусь в зеркале социологии: сборник материалов социологических исследований / Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. – Минск: 2018. С.133.

Как видно, аудитория радио резко упала за последние десять лет и составляет лишь 12,8% населения. Причем среди тех, кто считает радио источником значимой информации об актуальных событиях, преобладают граждане старше 60 лет (19,1%). Примечательно, что это соответствует уровню популярности в этой возрастной группе интернет-СМИ (тоже 19,1%). Далее мы будем рассматривать ситуацию только в телевизионных, печатных и интернет-медиа.

Телевидение

Еще с 1990-х гг. главным каналом воздействия российских СМИ на белорусскую аудиторию остается телевидение. Но если ранее российские телеканалы вещали в Беларусь фактически напрямую, то сегодня их работа в стране организована через редакции, расположенные непосредственно в Минске. Работают в них и руководят ими белорусские журналисты, продюсеры и директора, которые определяют редакционную политику независимо от Москвы, но при взаимодействии с Администрацией президента Беларуси.

В самом «нетронутом» виде в общедоступном пакете (девять телеканалов) вещают телеканалы «Россия», на основе которого в Беларуси создан канал «РТР-Беларусь», и «НТВ», на основе которого действует канал «НТВ-Беларусь». Сетка вещания этих каналов претерпела лишь минимальные изменения: например, на «РТР-Беларусь» дополнительно выходят специальные выпуски белорусских новостей.

Также почти в «нетронутом» виде вещает на Беларусь телерадиокомпания «Мир», телевизионный контент которой включен в общедоступный пакет телепрограмм.

Контент других российских медиа стал основой для сетки вещания ряда белорусских тв-каналов. К их числу относится самый популярный в Беларуси канал «ОНТ», использующий контент российского «Первого канала» и вещающий половину вечернего выпуска программы «Время», за которым следует блок белорусских новостей. Один из трех ведущих белорусских телеканалов «СТВ» использует контент российского «РЕН-ТВ». По сути, без участия российских медиа и их контента вещают в Беларуси только каналы Национальной государственной телерадиокомпании («Беларусь 1», «Беларусь 2», «Беларусь 3», «Беларусь 5»).

При этом белорусские власти имеют возможность «вырезать» из эфира неудобные для них передачи. Однако на деле пользуются этим правом очень редко и только в связи с прямой критикой в их адрес на российском телевидении, которая на нем тоже практически отсутствует. Менее опасные для Минска, но все-таки деструктивные по направленности пропагандистские передачи переносятся на более позднее эфирное время для сокращения их технического охвата или же цензурируются. Так произошло, например, с ток-шоу Владимира Соловьева «Поединок» и «Вечер с Владимиром Соловьевым».

С другой стороны, подконтрольность российских телеканалов Кремлю и их интегрированность с белорусскими телеканалами повышает доверие к ним со стороны белорусского населения. И хотя восприимчивость граждан Беларуси к жесткой российской пропаганде остается невысокой, в целом влияние далеких от стандартов объективности российских медиа в плане формирования взгляда на события международной повестки дня остается весьма высоким.

Наиболее популярными белорусскими телеканалами являются «ОНТ», «РТР-Беларусь», «Беларусь 1», «НТВ-Беларусь», «Беларусь 2» и «СТВ».

Источник: Республика Беларусь в зеркале социологии: сборник материалов социологических исследований / Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. – Минск: 2018. С.137.

А наибольшее доверие граждане страны испытывают к каналам «РТР-Беларусь», «ОНТ», «Беларусь 1», «НТВ-Беларусь», «Беларусь 2», «СТВ».

Источник: Республика Беларусь в зеркале социологии: сборник материалов социологических исследований / Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. – Минск: 2018. С.138.

Важным событием на поле телевизионного вещания стало принятие решения о создании на паритетной основе «Вторым национальным телеканалом» (ОНТ), НГТРК, «Столичным телевидением» и представительством телерадиокомпании «Мир» государственной компании «Телевизионный рекламный альянс». Цель компании – прямая продажа рекламы телеканалами, в обход посредников, забиравших себе львиную долю доходов на рынке и тем самым тормозивших развитие белорусских телеканалов. «Телевизионный рекламный альянс» планирует с 1 января 2020 года продавать рекламные возможности телеканалов «Беларусь 1», «Беларусь 2», «Беларусь 3», «Беларусь 5», «НТВ-Беларусь», ОНТ, СТВ, «Россия-Беларусь» и «Мир». Ранее рынок телевизионной рекламы в Беларуси контролировала российская компания Video International, а с 2015 года – приближенные к властям бизнесмены Сергей Тетерин и Леонид Минц.

Пресса и интернет

Две российские газеты – «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты» – распространяются в Беларуси на тех же основаниях, что и российские телеканалы. У изданий имеются белорусские редакции. В их выпусках используется российский контент, но при этом главные полосы занимает именно белорусская тематика. Разовый тираж этих газет составляет 25-30 тысяч экземпляров у ежедневной «Комсомольской правды в Беларуси» и 125 тысяч экземпляров у еженедельной «Аргументы и факты в Белоруссии».

Российские газеты входят в число наиболее популярных у белорусской аудитории, уступая только главной государственной газете «СБ. Беларусь сегодня».

Источник: Республика Беларусь в зеркале социологии: сборник материалов социологических исследований / Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. – Минск: 2018. С.149.

А по уровню доверия к СМИ «АиФ в Белоруссии» даже превосходит государственные издания.

Источник: Республика Беларусь в зеркале социологии: сборник материалов социологических исследований / Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. – Минск: 2018. С.152.

Сильные позиции занимают российские медиа в предпочтениях белорусской интернет-аудитории. По данным рейтинга посещаемости белорусских информационных сайтов за ноябрь 2018 года, который готовит газета «Наша нива», среди 20 наиболее популярных белорусских сайтов СМИ два были напрямую связан с Россией – это сайты газеты «КП в Беларуси» и информационного агентства «Спутник». По данным регулярного медиаисследования gemiusAudience, среди 12 наиболее популярных у белорусов сайтов в период 23-29 сентября 2019 года пять были российскими или связанными с Россией (включая локализованную версию Yandex). При этом среди социальных сетей наибольшей популярностью у белорусов пользуются российские «ВКонтакте» и «Одноклассники», существенно опережая более «прозападный» Facebook (43,3%, 36,6% и 15,3% соответственно).

С конца 2015 года российские структуры начали вести активную политику создания региональных интернет-площадок, мимикрирующих под аутентичные локальные ресурсы. Данная активность стала предметом изучения белорусских исследователей и журналистов. По данным издания «Наша нива», в некоторых случаях, например, в Гомеле, таким площадкам удалось добиться уровня посещаемости, сопоставимого с уровнем посещаемости региональных государственных интернет-медиа.

Исследователи и журналисты изучили владельцев и авторов, стоящих за интернет-площадками «новой волны», и выяснили, что чаще всего это или граждане России, или белорусы радикальных пророссийских взглядов, в том числе – ультраправых. Источники финансирования соответствующих ресурсов в основном остаются неизвестными, что само по себе с высокой долей вероятности указывает на неофициальное финансирование со стороны государственных и контролируемых государством российских структур.

Данные площадки можно разделить на две большие группы. Ресурсы, входящие в одну группу (sozh.info, berestje-news.org, vitbich.org, mogilew.by, 4esnok.by и др.) позиционируются как локальные или общенациональные белорусские ресурсы. В ряде случаев они действительно являются таковыми, а с Россией их явно связывает лишь антизападный и антинационалистический нарратив. Более глубокие организационные и финансовые связи этих проектов можно только предполагать. В интересах обеспечения посещаемости они не фокусируются на политических новостях, но с разной периодичностью включают в свой контент материалы политического содержания. При этом данные площадки зачастую продвигают «язык ненависти», дискриминацию сексуальных меньшинств и другие элементы антизападной идеологии, характерной для российского национализма, а также участвуют в дезинформации.

Другая часть проектов (teleskop-by.org, ross-bel.ru, imperiyanews.ru и другие, включая ряд площадок в социальных сетях) – это открыто пророссийские сайты, которые продвигают идеологию «западнорусизма» (представление белорусского народа не как самостоятельного образования, а как части «триединого русского народа»), изобличают «прозападных агентов» в Беларуси, критикуют проявления национального самосознания и так далее. В целом работа данных площадок укладывается в русло российского националистического нарратива.

Особая ситуация складывается вокруг российского государственного новостного агентства «Спутник». Оно работает через минское представительство, в которое входит полноценная редакция, а также мультимедийный пресс-центр. «Спутник» является одним из самых популярных интернет-СМИ Беларуси, уступая только крупнейшим площадкам (TUT.by и Onliner.by). При этом «Спутник» ведет весьма умеренную редакционную политику, лежащую в русле официальной позиции Кремля и МИД России. В целом это открыто пророссийский ресурс, однако агитация за сближение с Россией на нем не сопровождается радикальными антибелорусскими заявлениями.

В особую группу информационных площадок можно выделить ресурсы «интеграционной тематики». Источники их финансирования зачастую также остаются неизвестными, а редакционная политика колеблется между официозным дипломатичным (sonar2050.org) и более радикальным антизападным и антинационалистическим (imhoclub.by) нарративами.

Выводы

Таким образом, сталкиваясь с дистанцированием белорусских властей от российского информационного пространства, а также с трансформацией приоритетов белорусской аудитории (повышение популярности интернет-медиа), российская сторона «перегруппирует» свое присутствие в белорусском информационном поле. Особый акцент при этом делается на расширении присутствия в Интернете, создании нишевых сайтов, в том числе ориентированных на локальную аудиторию, а также на активности в социальных сетях.

В сентябре 2019 года Белорусская аналитическая мастерская опубликовала предварительную информацию, указывающую на то, что данная тактика не приносит результат, которого могли бы ожидать в Кремле. По данным социологических опросов, симпатии к России в Беларуси снижаются впечатляющими темпами. А на основании работы с фокус-группами руководитель БАМ Андрей Вардомацкий делает вывод о том, что антибелорусские выпады в российских СМИ ведут к дальнейшему снижению доверия к ним и симпатий к России. Однако достоверность этих данных, а также природа и социологический масштаб этих изменений пока остаются неясными.

Безусловно, Россия уже не доминирует в информационном пространстве Беларуси так уверенно, как это было 15–20 лет назад. Однако ее позиции на поле традиционных медиа остаются весьма прочными, а присутствие в Интернете трансформируется сообразно изменениям технологий и запросов аудитории. Поэтому возможности Москвы влиять на белорусское информационное пространство следует признать весьма обширными, в то время как готовность Минска противостоять этому влиянию в критических ситуациях является недоказанной. Именно поэтому важная роль в стратегии белорусских властей отводится возможному применению жестких средств и методов обеспечения стабильности политического режима. Свежим свидетельством данной тенденции является очередной этап экспансии «телохранителей» Лукашенко – например, недавнее назначение бывшего сотрудника Службы безопасности президента Юрия Назаренко на пост командующего внутренними войсками МВД Беларуси.

Цикл статей: РОССИЙСКИЕ МЕДИА: ГОВОРИТ НЕ ТОЛЬКО МОСКВА

Фото: Scanpix